Ничего сложного в том, чтобы, находясь за рубежом, взять автомобиль напрокат, нет ....

2016-05-12
image description

Ничего сложного в том, чтобы, находясь за рубежом, взять автомобиль напрокат, нет. Нормальные товарно-денежные отношения: плати деньги — и пользуйся машиной в течение оговоренного срока. И все же в общении с прокатной компанией есть множество нюансов, незнание которых может обернуться потерей денег и нервов.

КТО ЕСТЬ КТО

В мире есть несколько транснациональных компаний, специализирующихся на прокате автомобилей: Avis, Hertz, Budget, Dollar, европейские EuroDollar и Europcar. Они имеют свои филиалы почти во всех столицах и больших городах, на курортах, во всех крупных аэропортах и на многих железнодорожных вокзалах. В каждой стране конкуренцию международным гигантам составляют небольшие местные компании, однако их услугами предпочитают пользоваться в основном соотечественники. И тому есть причины: персонал таких прокатных бюро может не говорить по-английски, автомобили часто содержатся не в идеальном состоянии, и в случае возникновения любых проблем, будь то поломка на трассе, авария или угон, велики шансы остаться один на один со своими неприятностями в чужой стране. Зато в этих конторах привлекательны цены. При некотором умении торговаться можно арендовать солидный седан с кондиционером (пусть и не последней модели), заплатив столько же, сколько стоит малолитражка в большой прокатной компании.

С другой стороны, заключив контракт с крупным международным агентством, вы вправе рассчитывать на высокий уровень сервиса, новый или почти новый автомобиль и 24-часовую техпомощь, где бы она вам не понадобилась.

Если вы готовы платить за собственное спокойствие, обращайтесь в крупную компанию. Общение с мелкими прокатными бюро можно рекомендовать тем, кто не боится трудностей и стремится сэкономить во что бы то ни стало.

УСЛОВИЕ ТАКОВО, ЧТОБ ЕХАТЬ ПО ШОССЕ...

Прокат автомобилей — бизнес с высокой степенью риска. Аварии, угоны, невозвращение машин, неуплаты... Все это случается.

Первое, что вас попросят предъявить, прежде чем заключить контракт, — это паспорт и водительское удостоверение. В теории, существует требование, чтобы имя в правах было написано латинскими буквами, но на практике нам не известны случаи, чтобы прокатные компании отказывались принимать российские права как нового, так и старого образца. В крайнем случае, имеет смысл сделать заверенный перевод водительского удостоверения или получить удостоверение международного образца. (К сожалению, в России эта услуга стоит более $300 — мы писали об этом в статье "Способ № 401", АР № 1, 1998 — тогда как в других странах на это тратят несколько минут и около 10 долларов).

Впрочем, гораздо более важным, чем язык и форма удостоверения, для сотрудника прокатной фирмы является ваш возраст и водительский стаж. Большинство компаний отказывают в аренде автомобиля тем, кто ездит за рулем менее года, а, например, Hertz во многих странах предпочитает вообще не иметь дело с арендаторами, не достигшими 25-летнего возраста. Другие компании готовы предоставлять машины в аренду молодежи, но только из числа недорогих моделей.

Обычно оговаривается, что арендованным автомобилем может управлять только клиент, с которым заключается контракт, но за небольшую дополнительную плату можно внести в него еще одного водителя.

Важно помнить, что все ограничения, так же как и цены, находятся в ведении местных филиалов прокатных компаний и могут изменяться от страны к стране.

ПОЛНУЮ УВЕРЕННОСТЬ МОЖЕТ ДАТЬ ТОЛЬКО СТРАХОВОЙ ПОЛИС

При аренде автомобилей используется несколько видов страхования. Страхование так называемой гражданской ответственности обычно является обязательным и включено в стоимость аренды машины. Страхование ущерба, который может быть причинен автомобилю (Collision Damage Waiver, сокращенно CDW), может предлагаться за дополнительную плату, так же как и страховка от угона и других криминальных неприятностей (TP — Theft Protection).

Приобретение страховки не освобождает клиента полностью от всех обязательств, но снижает его максимальную ответственность до нескольких сот долларов. В случае же, если вы отказываетесь от страхования, то несете всю ответственность вплоть до возмещения полной стоимости украденного или поврежденного автомобиля. Впрочем, очень часто последние два вида страхования также являются обязательными и заранее включаются в стоимость аренды. Но, во избежание сюрпризов, всегда лучше убедиться, что это именно так.

От клиента всегда требуют, чтобы при любом страховом случае он прошел через все необходимые юридические процедуры, надлежащим образом оформил заявление в полицию и предоставил его копию арендодателю, иначе страховка может оказаться недействительной. Более того, например, итальянское отделение агентства Europcar включает в текст договора условие о том, что если в случае угона клиент не может вернуть агентству ключи от угнанного автомобиля, оно вправе взыскать с него арендную плату за 180 дней плюс за 250 километров пробега в день. Так что, берегите ключи! И, наконец, вам предложат страховку жизни и здоровья пассажиров при несчастных случаях (Personal Accident Insurance — PAI), но приобретать ее или нет — ваше личное дело.

ЧАС РАСПЛАТЫ

Распространенное мнение, что автомобиль невозможно арендовать, если у вас нет кредитной карты одной из международных платежных систем не совсем верно. Как правило, договориться об аренде за наличные легче с мелкими фирмами, но и гиганты отнюдь не всегда брезгуют "живыми" дензнаками. Здесь опять же все зависит от принятой в данной стране практики. Где-то вам категорически откажут в аренде за наличные, в других странах согласятся при условии, что вы внесете залог, который может быть вполне символическим, а может и в полтора-два раза превышать общую стоимость аренды. Но и с пластиковыми картами не все просто. Дело в том, что большинство международных карт, выдаваемых российскими банками, только называются кредитными, являясь на самом деле дебетовыми. Упрощенно, с такой карты нельзя снять больше денег, чем вы положили в банк. То есть банк не несет ответственности по обязательствам клиента, не предоставляет ему кредита. При оплате аренды такой картой будьте готовы к тому, что компания-арендодатель заблокирует на вашем счету определенную сумму, которой вы не сможете пользоваться до окончания срока действия контракта. По сути, это тот же самый залог, и в этом случае, возможно, имеет смысл внести его наличными деньгами, поскольку, сдав машину в целости и сохранности, вы получите свои наличные назад незамедлительно, а средства на счету могут оставаться заблокированными еще несколько дней, пока через банк не пройдет соответствующее распоряжение.

Окончательный расчет происходит по возвращении автомобиля. Процедура эта требует времени, поэтому не стоит приезжать в аэропорт за полчаса до вылета рейса в расчете, что формальности займут несколько минут. Служащий должен осмотреть автомобиль на предмет повреждений, подписать соответствующую бумагу и только после этого с вас возьмут деньги и закроют контракт. Кстати, большинство компаний требуют, чтобы автомобиль возвращался с таким же количеством топлива, с которым был взят, а также чистым снаружи и изнутри. В ином случае с вас могут вычесть стоимость мойки и недостающего бензина.

ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМ

Парк большой прокатной компании обычно включает несколько классов автомобилей: от маленьких машинок типа Peugeot 106 и Opel Corsa до солидных седанов (Peugeot 406, Opel Vectra, Mercedes C-класса), минивэнов, кабриолетов и внедорожников. Как правило, можно арендовать и микроавтобус, причем как пассажирский, так и грузовой, но такие машины бывают только в некоторых отделениях и, например, в аэропорту, их не найти. Кстати, не стоит спрашивать в прокатной компании Ferrari или Jaguar. Экзотические автомобили тоже можно арендовать, но занимаются этим специализированные фирмы, и цены там порой доходят до нескольких тысяч долларов за сутки.

Впрочем, применительно к обычным машинам, цены, в зависимости от класса, тоже могут различаться весьма существенно. В Европе это от $25—50 в день за совсем маленькую машинку до $200 и выше за дорогой автомобиль. Самые дешевые модели, как правило, не имеют кондиционера и магнитолы, но, возможно, вам предложат арендовать такую же машину в лучшей комплектации на 20—30% дороже. Также за доплату компания может предлагать различное дополнительное оснащение — от детского кресла до мобильного телефона.

Обычно указываемая в прайс-листе цена включает основные виды страхования, налоги и неограниченный пробег. Но бывает, что максимальный суточный пробег ограничивается, и каждый километр "сверху" оплачивается по определенному тарифу. Если вы не планируете больших пробегов, это может быть выгодно, поскольку базовая стоимость аренды будет ниже, чем с неограниченным километражем.

В любом случае, прежде чем подписывать контракт, убедитесь в том, что указанная в нем сумма включает все полностью и за ней не скрывается никаких доплат, о которых вам сообщат после. У стоек прокатных компаний нередки очереди, да и языковой барьер бывает трудно преодолеть, но в данном случае не стоит стесняться отнять у служащего несколько лишних минут, ведь речь идет о ваших деньгах, причем немаленьких. Еще о ценах. Политика большинства компаний такова, что при аренде автомобиля на неделю обычно действуют скидки, которые могут достигать 50%. Часто, даже несмотря на то, что автомобиль вам нужен всего на четыре дня, выгоднее заключить контракт на неделю — никто не будет возражать, если вы вернете машину раньше.

Крупные агентства предоставляют своим клиентам возможность арендовать автомобиль "в один конец", то есть взять его в одном месте, а оставить в другом. В случае, если такое происходит в пределах одной страны, услуга либо бесплатная, либо стоит недорого. Так, зачастую арендовать автомобиль и отправиться на нем в другой город оказывается дешевле, чем ехать туда на поезде, особенно, когда путешествует компания из нескольких человек. Если же вы хотите арендовать машину в Швеции, а оставить ее в Испании, то возможно, что арендодатель не станет возражать и в этом случае, но, скорее всего, такое удовольствие обойдется в кругленькую сумму.

Планируя свое путешествие следует учесть и то, что у одного и того же агентства цена проката аналогичных автомобилей может существенно различаться в зависимости от страны, где расположен филиал. Как ни парадоксально, но, отправляясь в Италию на пару недель, можно сэкономить до нескольких сот долларов, если прилететь, например, во Франкфурт и арендовать машину там, а дальше ехать своим ходом. Все потому, что по ряду экономических причин аренда автомобиля в Германии стоит в среднем на 30% дешевле, чем на Аппенинском полуострове.

И еще один нюанс. Брать автомобиль в аэропорту удобно, но невыгодно. Большинство компаний имеют на этот случай дополнительный сбор (airport surcharge) и потому арендовать машину в городе оказывается на 10—12% дешевле.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН?

Итак, самый важный вывод. Если вы серьезно относитесь к путешествиям и привыкли считать деньги, то аренду автомобиля лучше всего спланировать заранее. Выяснить все подробности, узнать, сколько будет стоить это удовольствие, и лучше всего заранее заказать автобус или автомобиль (правда, это возможно только если у вас есть международная пластиковая карта). Связаться с филиалами всемирных прокатных агентств в той стране, куда вы едете, можно по телефону, факсу или даже по почте, узнав их координаты, например, через московские представительства.

В конце концов, можно пойти более дорогим, но менее хлопотным путем: обратиться в туристическое агентство. Пускай оно закажет для вас автомобиль, но опять же, обязательно убедитесь, что агентство сотрудничает с известным прокатным бюро, и лично проверьте все пункты контракта.

Еще проще тем, кто имеет доступ к Интернету. На сайте обычно размещается информация обо всех филиалах фирмы с телефонами, адресами и условиями аренды. Можно заполнить несложную форму запроса — и в течение одного или двух дней вам по электронной почте пришлют образец контракта с указанием всех условий и точной стоимости проката выбранного вами автомобиля. Лучше запросить условия двух-трех компаний и выбрать самый подходящий вариант. Поверьте, это удобнее, чем с чемоданами метаться между офисами прокатных бюро в аэропорту.

Если все вышесказанное еще не сделало вас убежденным сторонником общественного транспорта — дерзайте. Счастливого пути.

Р. АКИНИЯЗОВ